Корзина

Удалить выбранные

  • Цена без скидки

  • Итого к оплате

Перейти к оформлению товара •

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Специалисты отмечают, что в последнее время становится всё больше детей с различными нарушениями развития – речевого, психоречевого, психического, когнитивного. Многие из этих расстройств возникают из-за дисфункции сенсорной интеграции.


Разберём подробно, что это такое, как проявляется нарушение, и какую коррекционную работу целесообразно проводить в данном случае, чтобы добиться необходимого эффекта и при возможности вывести ребёнка на норму или приблизиться к ней.

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия представляет собой метод психотерапии и развития, в котором используются песок, вода, миниатюрные фигурки, трафареты и другие предметы. Дети могут создавать различные сцены и композиции, играя с песком и фигурками в специально оборудованной песочнице. Этот процесс позволяет ребенку выразить свои мысли, эмоции и переживания, а также развить различные навыки через игру.

Преимущества песочной терапии для детей с ОВЗ

  1. Развитие сенсорных навыков. Песочная терапия стимулирует сенсорное восприятие ребенка. Прикасаясь к песку, дети ощущают его текстуру, температуру и плотность. Это помогает развивать тактильные ощущения и улучшать сенсорную интеграцию, что особенно важно для детей с нарушениями сенсорного восприятия.
  2. Улучшение моторики. Работа с песком и фигурками способствует развитию мелкой и крупной моторики. Дети учатся манипулировать предметами, формировать из песка различные образы, что улучшает координацию движений и укрепляет мышцы рук.
  3. Развитие когнитивных навыков. Создание сюжетов и сцен в песочнице стимулирует когнитивное развитие. Дети учатся планировать, решать проблемы, развивать воображение и творческое мышление. Песочная терапия также помогает улучшить концентрацию внимания и память.
  4. Эмоциональная поддержка. Песочная терапия предоставляет детям безопасное пространство для выражения своих эмоций и переживаний. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в вербальной коммуникации. Песочница становится своего рода "вторым голосом", через который ребенок может выразить свои чувства.
  5. Социальное взаимодействие. Песочная терапия может проводиться как индивидуально, так и в группах. В групповых занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки общения и сотрудничества. Это способствует социализации и укреплению социальных связей.


Преимущества песочной терапии для детей с ОВЗ

Методы и техники песочной терапии

Свободная игра

Свободная игра позволяет детям самостоятельно выбирать фигурки и создавать свои сценарии. Терапевт наблюдает за процессом и может задавать вопросы, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка. Этот метод помогает выявить скрытые проблемы и страхи, а также способствует спонтанному самовыражению.

Направленная игра

В направленной игре терапевт предлагает определенные задания или сюжеты для создания сцен. Это может быть полезно для решения конкретных проблем или развития определенных навыков. Например, терапевт может предложить ребенку создать сцену, отражающую его школьный день, чтобы обсудить трудности, с которыми он сталкивается.

Тематическая игра

Тематическая игра фокусируется на определенных темах и ситуациях, которые актуальны для ребенка. Это может быть работа с темами страха, дружбы, семейных отношений и т.д. Терапевт помогает ребенку исследовать эти темы через игру, что способствует эмоциональному и когнитивному развитию.

Стол для рисования песком "Брависсимо" (дорога)
Артикул: АБ-027 Товар купили 484 шт.
Стол для рисования песком "Брависсимо" (дорога)
Обучающий световой стол для рисования песком с яркой тематической крышкой
Перейти
10 465 ₽

Практические рекомендации для родителей и специалистов

Создание безопасной среды

Для успешного проведения песочной терапии важно создать безопасную и комфортную среду. Песочница должна быть чистой, песок – безопасным для здоровья, а фигурки – разнообразными и интересными для ребенка.

Регулярность занятий

Регулярные занятия способствуют более эффективному развитию и реабилитации. Оптимальная частота занятий – 1-2 раза в неделю, продолжительность – 30-60 минут в зависимости от возраста и состояния ребенка.

Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Терапевт должен внимательно наблюдать за реакциями ребенка и адаптировать методику в зависимости от его состояния и реакции на занятия. Например, для одного ребенка может быть полезна свободная игра, тогда как другому потребуется более структурированный подход.

Взаимодействие с родителями

Родители играют ключевую роль в процессе песочной терапии. Важно информировать их о целях и методах терапии, а также о прогрессе ребенка. Родители могут быть приглашены на некоторые занятия или обучены основным техникам, чтобы поддерживать терапевтический процесс дома.

Использование дополнительных материалов

Помимо песка и фигурок, можно использовать дополнительные материалы, такие как цветная вода, камешки, ракушки и другие природные элементы. Это разнообразие стимулирует интерес ребенка и помогает развивать сенсорные и когнитивные навыки.

Примеры успешного применения песочной терапии

Случай 1: Работа с тревожностью

Маша, 7 лет, испытывала сильную тревожность, связанную с посещением школы. На занятиях песочной терапии она создавала сцены, отражающие её школьные переживания. Терапевт помогал Маше выражать свои страхи и находить способы их преодоления. Постепенно тревожность уменьшилась, и Маша стала более уверенной и спокойной.


Случай 2: Развитие социальных навыков

Иван, 9 лет, имел трудности в общении с ровесниками из-за аутизма. На групповых занятиях песочной терапии он учился взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и сотрудничать. Со временем Иван стал более открытым и начал легче находить общий язык с другими детьми.


Случай 3: Улучшение моторики

Анна, 5 лет, имела задержку в развитии мелкой моторики. Работа с песком и мелкими фигурками помогла ей улучшить координацию движений и развить мышцы рук. Через несколько месяцев занятий Анна стала лучше справляться с задачами, требующими точных движений, такими как рисование и письмо.


"Песочная терапия является мощным инструментом для развития и реабилитации детей с ОВЗ. Она помогает развивать сенсорные, моторные и когнитивные навыки, а также способствует эмоциональному благополучию и социализации. "


Эксперты производственной компании "Ты и Я!" рекомендуют использовать этот метод в работе с детьми с ОВЗ, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Регулярные занятия в безопасной и поддерживающей среде помогут детям раскрыть свой потенциал и улучшить качество жизни.


Песочная терапия – это не просто игра, а важный шаг на пути к гармоничному развитию и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.


Другие статьи