Корзина

Удалить выбранные

  • Цена без скидки

  • Итого к оплате

Перейти к оформлению товара •

Развитие сенсорной интеграции

Специалисты отмечают, что в последнее время становится всё больше детей с различными нарушениями развития – речевого, психоречевого, психического, когнитивного. Многие из этих расстройств возникают из-за дисфункции сенсорной интеграции.


Разберём подробно, что это такое, как проявляется нарушение, и какую коррекционную работу целесообразно проводить в данном случае, чтобы добиться необходимого эффекта и при возможности вывести ребёнка на норму или приблизиться к ней.

Немного о сенсорной интеграции

Всю информацию об окружающем мире человек получает через органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, вестибулярную систему. Протекает процесс так: сначала задействуется сенсорный компонент, собственно, органы чувств, от них сигнал о полученных ощущениях поступает в мозг. Мозг полученные данные обрабатывает и посылает необходимые импульсы нужным органам и системам, запуская их работу. Это и есть сенсорная интеграция.


Но бывает так, что какой-то из этапов описанного процесса не действует – мозг неверно интерпретирует информацию, посылаемую органами чувств. Или же интерпретирует, но ошибочно, частично, посылая некорректный сигнал далее, или не посылая его вовсе.


В таком случае страдает общее и интеллектуальное развитие, наблюдаются проблемы с речью, поведением и двигательной активностью. Ребёнку трудно сосредотачиваться, удерживать внимание, запоминать необходимую информацию, у него возникают серьёзные проблемы во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Также возможны болезненные реакции на какой-то сенсорный стимул или сразу на несколько из них.


Помочь ребёнку, у которого нарушено развитие сенсорной интеграции, можно. Главное вовремя заметить и выявить дисфункцию, а также запустить принудительное формирование правильно организационных процессов головного мозга по обработке ощущений. Именно на это направлена терапевтическая сенсорная интеграция.

Терапия методом сенсорной интеграции

Если развитие не происходит самостоятельно, то его необходимо стимулировать. Именно это является главным смыслом метода, запускающего работу корректной связки сенсорики и мозга, создающее из этой связки интеграционный компонент. Данная терапия путём активизации необходимых органов чувств постепенно обеспечивает нормальное функционирование нервной системы.Очень важно в этой работе соблюдать основные правила использования метода.


Важные принципы применения на практике метода сенсорной интеграции:

  • Занятия с ребёнком необходимо организовывать в виде игры, они должны быть не принудительными, а интересными и желаемыми;
  • Задачи воспитаннику, с которым ведётся коррекционная работа, должны быть понятны и посильны его возрасту и уровню развития. Постепенно задания необходимо усложнять, переходя от простого уровня к более трудному.


Перечислим наиболее доступные виды занятий для развития сенсорного восприятия и обработки информации, поступающей от органов чувств. Хорошо подходят для этого игры с различными по составу, консистенции, температуре и другим характеристикам материалами – пластилином, тестом, пеной, специальными слаймами, в которые вмешаны более крупные частицы, горошины и бусины.


Особенно отличающиеся друг от друга материалы можно использовать в ходе одного занятия, чтобы ребёнок в дополнение к обычным тактильным ощущениям почувствовал контраст при переходе от одного вещества к другому. К примеру, можно взять тёплый мягкий воск и снежок с улицы. Такие игры пойдут на пользу ребёнку, имеющему нарушения тактильных ощущений.


Для малышей, с чрезмерной активностью и возбудимостью, идеальным решением станут физические упражнения – лазание по шведской стенке и канату, прыжки на батуте – и упражнения с утяжелителями. Для последнего, как правило, используют, утяжелённые одеяла, жилеты.

Тренажёр - НейроБочка
Артикул: СТ-058 Товар купили 512 шт.
Тренажёр - НейроБочка
Тренажер “НейроБочка” разработан специально для комплекса игр и занятий, а также выполнения различных силовых упражнений
Перейти
36 225 ₽

Игры с водой и песком

Самые доступные игры для развития сенсорики можно организовать дома из подручных материалов. Например, специалисты рекомендуют занятия с водой. Можно переливать воду из одной ёмкости в другую, из большей в меньшую и наоборот, просто так или через тонкую трубочку. Также есть идея искать на ощупь игрушки, лежащие на дне ведёрка или чащи, по ощущениям пытаться угадать, что за игрушка попалась.


Кроме этого можно ввести в распорядок дня игры с песком. В идеале для них потребуется сделать специальную сенсорную коробку. В большую пластиковую ёмкость для хранения засыпается песок, если этот материал найти сложно, его можно заменить манкой или какой-то другой мелкой крупой. В дополнение берутся мелкие игрушки, кристаллы и камни для украшения аквариума. Всё это можно закапывать в песок или крупу, а потом на ощупь искать, также, как и в случае с водой, не глядя, угадывая, что нашли.

Сенсорные комнаты

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей

Нарушение обработки ощущений только от одной системы встречается крайне редко. Как правило, сбой происходит в сенсорной интеграции по нескольким направлениям.


Понять, что что-то в этом не так, родители могут в самом раннем возрасте ребёнка.Симптомы дисфункции сенсорной интеграции:

  • Стремление минимизировать тактильный контакт – освобождение от объятий, нелюбовь к разного рода прикосновениям;
  • Проблема с равновесием, координацией, ориентацией в пространстве, видимая неуклюжесть, падения на ровном месте;
  • Неадекватная или недостаточная реакция на звуки – ребёнок старается заткнуть уши даже при немного повышенном уровне громкости или производит впечатление слабослышащего, может не откликаться, когда его зовут по имени;
  • Кажущаяся странной избирательность в еде – ребёнок может отказываться от определённого вида продуктов (по цвету или консистенции), есть очень ограниченное количество блюд, но при этом пробовать несъедобное;
  • Непереносимость яркого света, любовь к тёмным комнатам и уголкам, нежелание смотреть в глаза, постоянное отведение взгляда. Есть и другая крайность – рисование огромных предметов, ощутимые трудности при сборе мозаик, пазлов;
  • Проблемное поведение – капризы, истерики, которые, как кажется взрослым, возникают без причины, сложности с речью, запоминанием даже маленьких фрагментов стихотворений, отсутствие интереса к другим детям, желание находиться в одиночестве.


Если вы заметили у своего малыша хотя бы один из пересиленных выше признаков, стоит обратить на это внимание и показать ребёнка специалистам. Начинают диагностику сенсорных нарушений у невролога. А далее следуют рекомендациям этого врача.

Другие статьи