Корзина

Удалить выбранные

  • Цена без скидки

  • Итого к оплате

Перейти к оформлению товара •

Метод сенсорной интеграции для ребенка

Сенсорное развитие – один из фундаментальных компонентов общего развития ребёнка, в дальнейшем становящийся основой формирования интеллектуального составляющего личности. Оно строится на способности познания окружающей действительности при помощи информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, вестибулярным аппаратом (отвечает за чувство равновесия, положения тела в пространстве).

Но у некоторых детей наблюдается нарушение развития, что влечёт за собой проблемы в общем и интеллектуальном становлении. И помочь в данном случае может метод сенсорной интеграции. Подробно разберём, что это за методика, что она включает в себя, как проходят эти занятия, что для них необходимо, и могут ли родители самостоятельно организовать интеграционную терапию на дому.

Сенсорная интеграция: что за методика?

Сенсорная интеграция: что за методика?

Естественная сенсорная интеграция, происходящая без целенаправленного влияния извне, - это согласованный процесс обработки головным мозгом сигналов, поступающих от органов чувств. При определённых расстройствах сенсорный аппарат передаёт информацию в мозг, но обработка её происходит лишь частично или не происходит вовсе.


Таким образом, мозг не даёт необходимого ответа, возникает ложное восприятие действительности, отсутствие формирования целостной картины окружающего мира. А это, в свою очередь, провоцирует различные психофизические нарушения.


В таком случае сенсорная интеграция требует дополнительной внешней стимуляции и принудительного развития. И для этой работы существует специальный метод, автором которого считают английского эрготерапевта Джин Айрес. Его цель помочь становлению, доформированию и автоматизации процесса полной необходимой обработки ощущений, поступающих от органов чувств к головному мозгу, с помощью специальных упражнений.

Кто проводит такие занятия?

Занятия, развивающие этот компонент, вполне можно организовать в виде игры. Обычно так и делают, чтобы без проблем вовлечь в эту деятельность ребёнка. Но, несмотря на кажущуюся простоту, упражнения, влючённые в описываемый метод, направлены на работу с функциями головного мозга. Поэтому разрабатывать комплекс таких занятий, а также применять их на практике должны специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по данному направлению.


Обычно дополнительную квалификацию, позволяющую использовать метод сенсорной интеграции, получают педагоги, чья деятельность так или иначе связана с детьми, имеющими нарушения функционирования ряда систем организма. Как правило, это коррекционные психологи, нейропсихологии, дефектологи, логопеды-дефектологи, логопеды.


Стоит отметить, что для каждого дошкольника подбирается свой комплекс упражнений, который поможет решить имеющиеся задачи, связанные с индивидуальными нарушениями в развитии и поведении. Именно поэтому работа по данному методу начинается с комплексной диагностики.

Готовая студия Sand Studio "Полный восторг"
Артикул: АБ-005 Товар купили 519 шт.
Готовая студия Sand Studio "Полный восторг"
Благодаря полному комплекту необходимого оборудования студия «Полный восторг» идеальна для проведения арт-терапии и творческих занятий.
Перейти
135 000 ₽

Что включает в себя сенсорная комната?

Чтобы терапевтические занятия по развитию системы ощущений и их связки с работой мозга были максимально эффективными, специалисты рекомендуют использовать специально оборудованные пространства. Их называют сенсорными комнатами.


Это среда, созданная с применением особого оборудования, работа которого направлена на принудительную стимуляцию систем восприятия – слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата. Стимуляция достигается с помощью звуковых, световых, тактильных, массажных инструментов, приспособлений для развития ощущения тела в пространстве.
Виды сенсорных комнат:

Релаксационнная – направленная на расслабление, снятие тревожности;
Активационная – направленная на стимуляцию двигательной активности, взаимодействие с предметами, развитие крупной и мелкой моторики.
В зависимости от вида комнаты, будет отличаться и её наполнение. Релаксационные комнаты оборудуют приборами, излучающими неагрессивный рассеянный свет. Тактильные поверхности в таком пространстве покрывают мягким материалом, пол и стены – матами. Среди других инструментов для развития в комнате расслабления используют подвесные конструкции – зеркальные шары, сухой дождь; сухой бассейн, установки для воспроизведения спокойной музыки и звуков природы, приборы для мягкой ароматерапии, кресла-качалки, кресла-мешки.


Активационные пространства наполняют акустическими тактильными панелями для стен, тактильными дорожками для ног, воздушно-пузырьковыми панелями, станами и трубами, с вибрационным эффектом, возникающим при касании. Зрительной стимуляции в этом пространстве способствуют проекторы, дающие световые изображения в виде разных фигур, прожекторы, излучающие свет разных цветов, устройства, обладающие светооптическими свойствами, светозвуковые панели, панно, декоративные гирлянды. Также при организации активационной среды используют гаджеты для воспроизведения классической музыки, массажные мячи, балансировочные диски, качели-гамаки, качели-гнёзда.


Назначение сенсорных комнат может быть не только в развитии обработки ощущений. Занятия с детьми в таких пространствах применяют для:

  • Расслабления и снятия тревожности;
  • Уменьшения избыточной активности;
  • Коррекции реакций вегетативной нервной системы;
  • Устранения неврологических расстройств;
  • Создания благоприятного эмоционального фона.
  • Обучающих игр.
Сенсорная интеграция для детей

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

Диагностику нарушения спектра должны проводить специалисты. Но родители вполне способны сами понять, что у ребёнка есть проблемы с восприятием и обработкой сигналов, связанных с ощущениями. Как правило, это проявляется в непереносимости сенсорных стимулов.


При нарушении обработки слуховой информации присутствует боязнь или непереносимость звуков, резких и повышенной громкости, негативная реакция на определённые звуки, голос, пение, боязнь шумных помещений, растерянность в толпе. А также отсутствие реакции при обращении, в том числе на обращение по имени.


Если есть проблемы в зрительной системе, наблюдается светобоязнь, избегание помещений с ярким светом, любовь к тёмным помещениям, полумраку, отсутствие зрительного контакта при разговоре, избегание смотреть в глаза другому человека.


При нарушениях функций осязания ребёнок не терпит объятий  прикосновений, не играет с пластилином, красками, мелкими предметами. А также плохо себя чувствует, тревожится и капризничает при контакте с некоторыми видами тканей, любит ходить без обуви и одежды.


Когда присутствуют проблемы с вестибулярной системой, наблюдается моторная неловкость, неуклюжесть, мышечный тонус, непринятие подвижных игр, занятий спортом, тревожность, неспособность надолго сконцентрировать внимание.


Если есть нарушения в обработке вкусовых и обонятельных ощущений, возможна непереносимость некоторых продуктов и запахов, избирательность в еде.


Как правило, у ребёнка не наблюдается дисфукнция какой-то одной системы, а присутствует комплексное нарушение.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей

Нарушение обработки ощущений только от одной системы встречается крайне редко. Как правило, сбой происходит в сенсорной интеграции по нескольким направлениям.


Понять, что что-то в этом не так, родители могут в самом раннем возрасте ребёнка. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции:

  • Стремление минимизировать тактильный контакт – освобождение от объятий, нелюбовь к разного рода прикосновениям;
  • Проблема с равновесием, координацией, ориентацией в пространстве, видимая неуклюжесть, падения на ровном месте;
  • Неадекватная или недостаточная реакция на звуки – ребёнок старается заткнуть уши даже при немного повышенном уровне громкости или производит впечатление слабослышащего, может не откликаться, когда его зовут по имени;
  • Кажущаяся странной избирательность в еде – ребёнок может отказываться от определённого вида продуктов (по цвету или консистенции), есть очень ограниченное количество блюд, но при этом пробовать несъедобное;
  • Непереносимость яркого света, любовь к тёмным комнатам и уголкам, нежелание смотреть в глаза, постоянное отведение взгляда. Есть и другая крайность – рисование огромных предметов, ощутимые трудности при сборе мозаик, пазлов;
  • Проблемное поведение – капризы, истерики, которые, как кажется взрослым, возникают без причины, сложности с речью, запоминанием даже маленьких фрагментов стихотворений, отсутствие интереса к другим детям, желание находиться в одиночестве.


Если вы заметили у своего малыша хотя бы один из пересиленных выше признаков, стоит обратить на это внимание и показать ребёнка специалистам. Начинают диагностику нарушений у невролога. А далее следуют рекомендациям этого врача.

Другие статьи